Философия души

Слово пастыря

  Проповеди из книги «Уличный проповедник»

  Гордыня

  Как справиться с духовными причинами болезней

  Любовь

  Мимолетное счастье

  Обстоятельства

  Осуждение

  Отчаявшемуся

  Ода зубрежке или языку

  Перед лицом смерти

  Расставание

  Молитва матери

Гордыня

«Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его».

Что же такое гордыня? Как объяснить человеку этот порок? Когда человеку говоришь о наличии этого порока у него, часто слышишь в ответ: «Да ничем я не горжусь, это не про меня!» И забывают о том, что часто говорят «я сам!», «я принимаю решения!», «я так думаю — это мое мнение», «я говорю — ты слушай!», «кто ты такой, чтобы мне указывать?» и т.д.

Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным — это проявления гордыни, а также гордость за «нажитое» богатство, семью, детей, свой род.

Осуждаем, значит, считаем, что имеем право судить. А кто дал нам такое право? Наше «я», которое считает себя выше других, поэтому и осуждает. Судить же может только Господь, т.к. Он сотворил все и нас в том числе, а мы берем на себя это право без Его разрешения, т.е. наше гордое «я» стремится стать выше Него.

Обида. Кто-то нас не понял, не правильно воспринял наши слова или наговорил на нас то, чего не было или зло пошутил над нами, а нам это не нравится, очень не нравится — наше «я» протестует. А против кого? Кто привел этого человека к нам и создал ситуацию, которая не нравится? Все ситуации создает нам Господь в зависимости от того, как мы установили отношения с Ним. Значит, обижаясь, мы выражаем свой протест Богу, несогласие с Его действиями, т.е. опять на первом плане наше гордое «я».

Ощущение себя оскорбленным — это более глубокий уровень обиды. Все внутри бурлит: «как посмели со мной так разговаривать!», «я им не мальчик на побегушках!», «не забывай кто ты, а кто я!».

И Кому наше гордое «я» это говорит? Наше гордое «я» выступает в роли «боевого петуха» перед Отцом. Обиделись, оскорбились, осудили и строим планы мести. Опять наше гордое «я» строит планы и против Кого? Против нашего Творца, который создавал нас с любовью по образу и подобию Своему и хочет, чтобы мы в мыслях, движениях души и поступках походили на Него. А для этого мы должны следовать Его законам и выполнять Его заповеди.

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». (Притчи 29:1)

Если вас унизили, оскорбили, обидели, то не осуждайте, не стройте планов мести обидчику, а простите искренне.

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матф 5:39)

Простив, размышляйте, просите вразумления у Господа, почему вы оказались в такой ситуации. А оказались потому, что нарушали заповеди. Разберитесь с ситуацией, покайтесь перед Отцом и поблагодарите за урок, в противном случае — «внезапно сокрушится». И не Бог нас наказывает, а мы сами отворачиваемся, отстраняемся от Него и теряем точку опоры, или, образно, центр тяжести системы смещается и наше «я» нас опрокидывает.

А как же быть гордому человеку? Это же все начнут «ноги об тебя вытирать» — так думают многие. Как быть смиренным, кротким, всепрощающим и чтобы при этом о тебя «ноги не вытирали»? Да, такой образ поведения сначала может вызвать удивление, потом насмешки, а в итоге, уважение. Человек, который сможет справиться со своей гордыней, будет относиться к другим людям именно так, как им этого хочется: сочувствовать им, когда у них в этом появится потребность; радоваться вместе с ними; давать нужный совет, когда они об этом попросят, и никогда не будет стремиться переделать другого человека, «подмять» его под себя, никогда ни в чем не осуждающий и не попрекающий вызывает только уважение, а никак не жалость.

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость». (Притчи 11:2)

Гордыня и гордость, оказывается, разные понятия. Гордыня — это человеческий порок, от которого надо избавляться, а гордость становится жизнеспособной только если она за величие Отца, за Его проявленную Любовь к нам.



Ссылки по разделу «Философия души»:
Философия души