Человековедение ::: Публикации статей
Версия для печати 

Образование в III тысячелетии.
Общие положения

Просвещение и образование в России

16 февраля 1938 года В.И. Вернадский впервые публично сделал доклад о ноосфере в Московском обществе испытателей и природы. К сожалению, важность этого учения не была осознана его современниками — мысль В.И. Вернадского на многие десятилетия опередила свое время. Сегодня, спустя 65 лет, это время наступило.

В XXI веке человечество благодаря освоению биокомпьютера вступило в Шестой технический уклад, пятый технический уклад, основанный на электронных компьютерах, остался в прошлом. Биокомпьютерные технологии коренным образом изменят миропонимание в большинстве отраслей знаний, в первую очередь, преобразование коснется системы образования.

За всю свою историю человечеством накоплено гигантское количество знаний во многих областях материального и духовного мира. Судить об объеме этих знаний можно по сумме томов книг, учебников, манускриптов, хранящихся в национальных библиотеках стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии. Сумма этих знаний настолько велика, что говорить о возможностях приобретения человеком сколько-нибудь значительной их части невозможно. Однако во всем мире существуют стандарты среднего и высшего образования.

Попробуем сравнить стандартные знания, получаемые учащимися в школе, лицее, университете, вузе с упомянутым выше общим объемом накопленных человечеством знаний. Их соотношение можно обозначить в виде сравнения 200—300 учебников, изучаемых в школах, институтах и многих миллионов томов, хранящихся в национальных библиотеках — или как капля и океан.

После средней школы мы получаем аттестат зрелости, но если подумаем, оказывается мы совершенно незрелые. Не знаем, как произошел мир, какими способностями мы обладаем, не знаем своего предназначения или кем быть и что делать в жизни, в чем цель этого бытия, не знаем, какие моральные принципы обязаны соблюдать. Это незнание цели жизни и порождает алкоголизм, наркоманию и другие пороки.

После вуза мы приобретаем профессиональные знания, но очень часто работаем совершенно в другой профессиональной области. Возникает вопрос, кто и почему в учебном заведении решил, что нужно изучать именно эти знания из огромного множества, накопленных человечеством? Зачем их надо выучить и запомнить благодаря целой системе дрессировки с помощью отметок? И вообще возникает вопрос, а в чем цель системы среднего образования, кого готовит средняя школа? У любого предприятия есть цель: изготовить товар, продукцию, технические средства, предоставить услуги. Только школа не обозначила свой продукт; кого она готовит? Все люди разные, имеют разные предназначения, способности, а программа обучения для всех одна, без учета индивидуальности учащегося. Образ этой системы: собрали в один класс львят, орлят, мышат, лягушат и всех учат охотиться на зебр, летать, рыть норы и ловить комаров, может быть, все это всем им понадобится в жизни? Не понадобится!

А что может отличить человека, окончившего вуз, от человека самоучки? — только наличие диплома или, как мы говорим, «корочек». Именно этим объясняется то обстоятельство, что владельцы дипломов «с отличием» часто оказываются посредственными работниками.

В то же время существует очевидное понятие существования у многих людей моментов озарений, осенений, просветлений, когда рождались выдающиеся открытия, идеи.

Нам очевидно, что если в землю посадим пшеничное зерно и арбузное семя, то сколько не давай указаний свыше, из пшеничного зерна вырастет колос, а из арбузного семени арбуз. Для этих семян нет никаких систем образования, но в них заложены знания, как им расти и плодоносить. Так же и человек имеет заложенные в нем огромные знания, которые помогут ему плодоносить в области своего предназначения.

Это и есть проявление главного закона живой природы: «Все имеет свое время и форму». В природе каждое живое существо в каждый момент времени знает и принимает соответствующую форму, тем более человек так же несет в своем разуме знания времени и формы своего развития и в процессе роста все исполняет без чьей либо помощи.

В Божественном мире существуют пять классификаций людей:

В первой люди делятся на пять категорий: младенцы, отроки, юноши, взрослые и зрелые. Часто мы видим людей, занимающих высокие посты, но плохо ориентирующихся в сложных вопросах своей профессии — это младенцы, отроки и юноши; а есть люди, не имеющие высшего образования, но они становятся выдающимися в той или иной области деятельности — это взрослые и зрелые по разуму.

Во второй классификации также пять категорий: пахари, которые пашут землю знаний; сеятели, которые везде сеют Божественные знания; выращиватели, опылители и жнецы. Жнецы — это те, кто способны получать и передавать людям плоды новых странных знаний.

В третьей классификации три категории: те, кто ничего не хотят и не могут; те, кто хотят, но не могут; те, кто хотят и могут, которых называют могущими или могущественными.

Есть и четвертая классификация по разуму, которую ввел Пифагор, а затем осовременил В.И.Даль. В ней описаны интуитивные возможности людей, обладающих четырьмя типами разума.

По пятой классификации люди по отношению друг к другу делятся на: чужих, знакомых, приятелей, друзей и любимых.

Если знать эти классификации людей, то просто понять возможности каждого человека еще с детских лет и уж тем более в зрелом возрасте. Система образования не может не учитывать эти различия возможностей разума у людей.

Существующая система образования исходит из того, что человек пришел в мир ничего не знающим и потому пытается дать учащимся некий, многим непонятный минимум знаний по ряду предметов, на приобретение которых затрачивается не менее 15 лет; причем способных и одаренных пытается усреднить, приклеив ярлыки «трудного», упрямого, неподдающегося. В дальнейшем, в течение жизни мы констатируем для себя: накопленные знания остаются в большинстве невостребованными и, конечно, далеки от тех, которые смогли бы сделать человека зрелым.

М.Е. Салтыков — Щедрин произнес крылатую фразу, смысл которой многим не ясен и до сих пор: «Развитию России мешают дураки и плохие дороги». Мы понимаем это буквально, в то время как, в этой фразе заложен духовный смысл: дурак, это человек, занимающийся делом, не соответствующим его предназначению, усевшийся не в свое кресло; как образ: лев сел в кресло орла, а орел в кресло льва; лев не умеет летать, а орел не умеет бегать и ловить оленей. А потому такой человек идет не по своей жизненной дороге, а по чужой или по плохой. Если он узнает свое предназначение и пересядет в свое кресло, то станет гением и пойдет по своей «хорошей» жизненной дороге.

Тормозом в совершенствовании образования, увеличении объема знаний является и метод обучения: чтобы знать, надо выучить и запомнить материал, выучить и запомнить некие правила, формулировки, алгоритмы, закономерности, то есть — важнее запомнить и не обязательно понять. Тормозом является также способ познания — чтением слов, предложений, книг, именно поэтому философы назвали «слово» мертвой буквой.

Учащемуся нужно запомнить многие ситуации, технологии, а далее на их основе строится логика и «логическое мышление», то — есть обращение к собственным знаниям — опыту или чужому опыту. Если же складывается нестандартная ситуация, логика бессильна, и мы включаем «метод проб и ошибок», получая больше ошибок, чем успеха. Те, кто не изучил ситуацию, которая не позволила логически найти решение, укоряют, говоря: «Умный учится на чужих ошибках, дурак на своих», поэтому также говорим: «За одного битого (ошибками), двух небитых дают». На самом же деле только умные учатся на своих ошибках, а дураки на чужих, ибо чужие примеры состоялись в прошлом — устаревшем периоде.

Чтобы запомнить большой объем знаний нужно напрягать свою память, которая индивидуальна и избирательна для каждого ученика. Один успешно запоминает любые формулы, другой запоминает иностранные слова, третий умопомрачительные музыкальные пассажи. Но не только в этом выражается недостаток знаний приобретаемых человеком, постигающим так мало; он логикой расчета как бы расчленяет целое на части и присваивает себе заслугу овладения полнотой знаний о мире.

Таким образом, человек оказался «выкинутым» из окружающего Божественного мира, противопоставил себя ему и оказался в подчинение у неуправляемых и неподконтрольных ему «неких сил», «энергий», исключений. А наука увлеклась разработкой неживых средств, хотя вокруг нас живой мир демонстрирует свое фантастическое превосходство над неживым миром и его средствами. В.И.Вернадский сказал, что наука на каждом этапе выполняет заказ общества в соответствии с той концепцией миропонимания, которое исповедует общество. В ХХ веке весь мир практически исповедовал материализм, потому все ресурсы мировой науки были направлены на изучение материального мира.

Чтобы удержать это состояние знания о мире, попытки некоторых людей постичь духовный мир клеймятся печатью дьявола, беса. Вольтер сказал по этому поводу: «Есть бесы, которые особенно трудно поддаются заклятию, например, бес логики».

В настоящее время ни одна школа не учит мыслить, и стандарты образования во всех странах этого не предусматривают. Природа же преподает наглядный урок, что все живое знает, как расти, развиваться, кормиться, бегать, прыгать, летать, размножаться, охранять территорию; кого бояться; что можно, а что нельзя употреблять в пищу; чем лечиться и еще многое, многое другое. Тогда самое совершенное существо Земли — человек также должен много знать от рождения и знает. Наличие способностей у некоторых людей, наличие у них даров изначально кричит об этих знаниях. Ярким примером игнорирования наличия разума человека являются попытки ввести предмет «половое воспитание». От мухи до шимпанзе в свое время разум подсказывает каждому индивидууму, как размножаться, а вот человека оказывается надо этому учить?

В Библии сказано: «…и многие первые станут последними», смысл этих слов в том, что пришли мудрецы, но пока они в детском возрасте, им нужно многое вспомнить из того, что они знают; повзрослев, они станут первыми, нынешние мудрые будут после них. Помощь во вспоминании и есть процесс воспитания — «восстановления питания» разума человечка, мы же — родители и учителя ограничиваемся питанием только его материального тела.

Первые педагоги появились в Греции в 4-5 веках в философских школах. Педагог — философ («передающий глас Божий» и «любящий мудрость») будил «спящую» мудрость у детей. Ребенка учили любви, но и учили взаимности, если нарушить эту гармонию, то у одних возникает истощение, а у других пресыщение. Чтобы сократить разводы, искоренить бедность, пьянство, наркоманию нужно: годовалого ребенка окружить любовью, двухлетнему рассказать о гармонии семьи и счастье, трехлетнему рассказать о наркотиках и Божественных наказаниях, ибо в 16 лет обо всем этом говорить поздно.

Детские сады сегодня превращены в «камеры хранения» детей, пока их родители работают (работать — это «рабом стать»), а ведь уже в детском саду нужно начать духовное воспитание и кормление духовной пищей.

Происходит все это оттого, что нет отрасли науки — человековедение, которая ответила бы на вопросы: что есть человек, каковы его интеллектуальные возможности, что такое разум, душа, как они взаимодействуют, что такое мудрость, мысль и мышление, как оно осуществляется, как накапливается разум и как его использовать.

Хотя наши предки знали, что ум и разум — разные категории, но связанные между собой. Они поэтому говорили: «У этого человека нет ни ума, ни разума, а у этого ум за разум зашел», то есть нарушен порядок взаимоотношений разума с умом.

Все ступени образования, включая и высшее, нацелены на приобретение человеком высокой квалификации в той или иной области деятельности. Квалификация — это уровень и качество труда. К сожалению, системы образования не развивают интеллект, разум учащегося. Только раскрыв возможности своего разума и научившись мыслить разумом, человек сможет стать творцом и создателем.

Как в России в XXI веке может быть трансформирована система образования?

   Каждому родившемуся человечку должно быть выдано «свидетельство о рождении души», в котором будет указано: его предназначение в жизни, то есть, кем он будет «арбузом» или «ананасом» — ученым, поэтом, критиком, педагогом, судьей или полководцем; отсутствие или наличие наказаний в душе, чтобы родители с первых дней готовили ребенка к помилованию; все Божественные дары и способности; количественные значения таких свойств души, как трудоспособность, инициативность, целеустремленность, надежность, способность к компромиссу, коммуникабельность, верность данному слову, устойчивость к стрессу, профессионализм в области своего предназначения, способность руководить, склонность к ошибкам и возможность использования творческого потенциала.

   Родители, воспитатели, учителя с этого момента знают, чему учить, какими знаниями питать разум ребенка, с раннего возраста известно, в каком вузе он должен учиться и, конечно, он будет поступать туда без экзаменов, только согласно предназначению.

   Система образования начального и среднего звена должна иметь широкую специализацию и учить детей соответственно их предназначению. Основная тяжесть воспитания ложится на семью, которая воспитывает своих детей не словами о том, как правильно надо поступать, а образом своего поведения. Родители воспитывают детей своими поступками, дети лишь копируют их поступки, пропуская хорошие и правильные слова мимо ушей.

   Основной же целью системы образования должно стать обучение мышлению и этике, забытой в системе образования — науке, изучающей моральные основы нравственного общества. Только мыслящий и соблюдающий моральные принципы человек может быть назван зрелым, именно в этом остро нуждается Россия. К сожалению, педагогическая наука не разработала методики обучения мышлению и не сформулировала моральные принципы высоконравственного общества и человека. Сегодня этот пробел необходимо восполнить.

Как приобрести максимум знаний в более короткие сроки, которые позволяли человеку максимально эффективно трудиться для себя и для общества?

Научив человека мыслить, а значит воспринимать информацию в мыслях, а не в «мертвых словах» формулировок, наш ученик сможет приобретать знания стандартной учебной программы максимум за 3—4 учебных года. Умение мыслить позволяет человеку в пределах жизни овладеть несравнимо большими знаниями из накопленных человечеством; в несколько раз увеличить возможности интеллектуальной памяти; в науке, бизнесе, производстве отказаться от распространенных методов: «проб и ошибок», «статического прогнозирования» и «логического мышления».

Процесс мышления или «мысли шления» прост: нужно сделать запрос в ноосферу или Высший Разум и получить любые, необходимые человеку знания. Проблема только в одном, как сделать запрос? Сегодня это вновь стало возможным. Благодаря освоению технологии мышления производительность труда человека в самой трудоемкой процедуре принятия решений может быть увеличена в 30 — 100 раз. Это значит, что один человек может работать как 30 или 100 человек.

Сбываются пророческие слова Н.А. Некрасова сказанные еще в XIX веке: «опыт — ум глупцов», ибо опыт — это умершие, устаревшие знания, которыми пользуется логика, только мышление способно родить новые знания, открывать, прояснять непознанное, приближать человека к истине. Поэтому мы делим людей на известных, которые много говорят об известном, выдающихся, которые иногда выдают новые идеи и лишь немногих человечество назвало мыслителями.

Таким образом, если человек может узнавать свое предназначение или узнать, кем быть, то дальше ему понятно: что делать, где учиться и где работать, чтобы раскрыть все свои способности, таланты и стать гением, творцом, создателем; способствовать этому будет совершенствование системы образования. Человеку необходимо найти возможность приобретать необходимые знания в тот момент, когда они нужны для конкретной деятельности человека. Если нужно сделать открытие, делать его, если нужно решить конфликт, решить его мирно, принимать только безошибочные решения, так, чтобы решение той или иной проблемы было одним единственным и обязательно самым эффективным, не требующим трудоемкой обработки информации и расчетов.

Для этого «Мыслительным центром нанотехнологий, проблем Человека и Разума» разработана особая система Высшего интеллектуального образования, не похожая на все существующие: ни в российских университетах, ни в университетах других стран Европы, Америки и Азии.

Апостол Павел писал в «Послании к Колоссянам»: «Мы проповедуем вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным». Значит можно добиться совершенства человека, но только наполняя разум (но не ум) премудростью (но не устаревшими знаниями).

Н.В. Гоголь назвал свою повесть «Мертвые души» не потому, что в ней описана купля — продажа этих душ, в ней выведены типы душ, которых в духовном мире ждет смерть — попадание в ад. Тип Плюшкина — это образ людей, накапливающих ненужные вещи (вечные сущности) в своей кладовке (уме).

Идея интеллектуального образования заключается в следующем: у каждого ученика, есть несколько учителей в школе и институте, эти учителя в свою очередь также были учениками, а у них были свои учителя; так сдвигаемся на тысячелетия в историю и видим массу учеников и посредников — учителей. Но вот подошли к первому человеку, а у него был первый Учитель — Господь Бог. Учитель вечно живой, в то время как учителя — посредники закончили свое пребывание на Земле. Значит надо организовать класс, где бы по всем предметам Учителем, классным Воспитателем и Наставником, был бы Господь Бог. Нет проблемы отцов и детей, есть проблемы детей, не признающих Отца своих душ.

Еще Соломон писал: «Неразумные, учитесь мудрости». Слово мудрость означает — «Моего ума дорасти», и как бы это не было фантастически, нам возможно дорасти до Божественного Ума в своем конкретном деле или деятельности.

Получение знаний от учителей школы и вузов ограничено расписанием, получение знаний от главного Учителя и Наставника не ограничено временем, у Него можно учиться хоть 24 часа в день и всю жизнь. С Ним реализуется сказанное предками: «Век живи, век учись, дураком помрешь», так как Его источник знаний бесконечен. В такой системе обучения человек может получить действительно высшее интеллектуальное образование (общее разумение) об устройстве мира разума, духовного мира и материального мира.

Срок I этапа приобретения такого образования, в таком классе составляет 2 — 3 недели, с последующим совершенствованием 2 — 3 дня в полугодие. Эта система получения знаний называется — вразумление, так как знания получаем от Бога, непосредственно из Его разума в наш разум, минуя органы слуха и зрения, причем знания получаем не словами, а образами. Очень важно то, что система интеллектуального образования не требует разрушения существующей системой, она будет жить рядом, на первом этапе факультативно, по желанию самих учащихся. Одним пока ограничивающим условием для внедрения такой системы образования является необходимость интеллектуального отбора учащихся.

Сначала в подобном учебном заведении могут учиться только люди, обладающие большими интеллектуальными возможностями — способные, одаренные. Методика экспертной оценки интеллектуального потенциала любого человека по 50 — 80 критериям разработана и опробована в «Мыслительном центре нанотехнологий, проблем Человека и Разума»; при этом метод тестирования или собеседования не используется, как ложный.

Но самое главное, подобная система образования будет выпускать создателей и творцов, которых мы встречаем в жизни, называя их топменеджерами, гениальными учеными, поэтами, политологами или профессионалами от Бога.

Таким образом постепенно будут реализованы цели, заложенные в символике российского герба. Двуглавый орел, птица, парящая в небе, видящая все процессы сверху — образ народа, хорошо знающего ценности материального и духовного миров; увенчанный царственной короной — это образ назначения — помазания, которое может осуществить только Господь Бог. И как результат: в одной лапе орла — земной шар с крестом — образ познания народом устройства духовного мира, где главной сущностью является душа или ее образ — крест; в другой лапе жезл, которым народ будет указывать путь другим народам к познанию духовного мира; а в сердце — разуме орла помещена икона Георгия Победоносца — это образ каждого россиянина, который может и должен стать Георгием Победоносцем, не Победителем, а всегда Победоносцем, потому что он будет действовать всегда по указующему персту Господа Бога, который изображен в правом верхнем углу иконы.

В настоящее время лаборатория уже может за 4-5 месяцев обследовать всех десятиклассников пятисот школ Санкт-Петербурга и выявить учащихся с гениальными способностями, указать им их предназначение, а в течение учебного года научить их мыслить, что позволит Санкт - Петербургу в будущем стать столицей разума мира.

В апреле 1999 года осуществлен первый экспериментальный опыт обучения 9 учеников трех школ Санкт-Петербурга и Инты. Эксперимент был осуществлен в городе Пушкине и задуман, как возрождение Царско - Сельского лицея, Пифагорейской школы и Платоновской академии, выпустивших из своих стен гениальных людей, ставших основой интеллектуального генофонда своих стран.

Нынешние ученики получили высшее образование по предмету «Человековедение», научившись мыслить, приобрели возможность получать самые сокровенные знания о мироздании, человеке, научились генерировать интуицию и процессы озарения своего разума, то есть мыслить и созерцать как Пифагор, Платон, Ломоносов, Пушкин, Суворов, Менделеев и другие гении России и мира. Если в истории человечества были люди, умеющие не только размышлять, то есть оперировать теми мыслями, которые находятся в нашем разуме и приобретены через опыт, но и мыслить или получать их Свыше, то почему нынешнее поколение не может создать систему обучения мышлению?

Мы часто употребляем термин — интуиция, а это означает — «созерцание, постижение истины без основания и доказательств» или нерегулируемый нами, но управляемый Свыше процесс мышления в критические и опасные моменты нашей деятельности.

Фактически, мы приступаем к развитию новой отрасли — «Геологии интеллекта», к освоению главнейших природных ресурсов — интеллекта человека и процесса мышления.

В.В. Карелин

Вернуться к списку статей

Ссылки по теме:
Список статей